История музея

История

МБУК  «Краеведческий музей Нанайского муниципального района»

 

Краеведческий музей основан в 1975 г.  Торжественное открытие музея состоялось 9 мая 1975 г.  В сентябре музей становится филиалом Дальневосточного художественного музея.

Первым директором был Федор Александрович Левченко,  в апреле 1976 года в музей приходит работать Анна Петровна Ходжер, которая бессменно руководила около 20 лет, до выхода на пенсию.

С января 1981 преобразуется в филиал Хабаровского краевого краеведческого музея. С декабря 2005 г. музей приобрёл статус муниципального учреждения «Краеведческий музей Нанайского муниципального района».

С 1993 г. музей занимает приспособленное деревянное здание общей площадью 139,4 кв. м. Площадь постоянной экспозиции 84,7 кв.м. Ввиду малых площадей удалось разместить коллекцию предметов нанайской этнографии и историко-бытовую коллекцию славянских народов. Автор экспозиции хабаровский художник А.А. Сучков, член Союза художников России.

Экспозиция начинается с коллекции археологии, где находки говорят о происхождении народа нани от чжурчженей. Рассказ продолжается разделами, где представлены орудия труда, охоты, рыболовства, доказывающие  традиционные занятия нанайцев. Широко представлена одежда, обувь, как повседневная, так и праздничная, свадебная. Жилищный комплекс знакомит посетителя с кухонной утварью, системой отопления жилищ, традиционными  хозяйственными постройками. Тему шаманизма представляет комплекс ритуальной скульптуры и атрибутики шаманизма. Детский комплекс показан традиционной игрушкой, одеждой, амулетами-оберегами. Небольшой уголок по славянской культуре знакомит с историей основания села Троицкое.

Большую часть фонда составляют документы по истории района. Уникальной считается коллекция предметов по этнографии нанайской культуры, предметы прикладного искусства мастеров района. Музей располагает коллекцией живописных работ единственного профессионального нанайского художника-живописца А.И.Бельды,  работами художника-графика Е.А.Киле, Л.У.Пассар – членов Союза художников России.

Гордостью коллекции считаются:  нанайская одежда, обувь из рыбьей кожи, женский свадебный халат «Сикэ», предметы кухонной утвари. Интересен костюм удэгейского шамана начала ХХ века. Более 200 единиц хранения насчитывает коллекция ритуальной скульптуры.

Одно из важнейших направлений музейной работы – это комплектование фонда. Работники музея устраивают Дни дарителя, постоянно выявляя потенциальных дарителей. Этой же цели служит и  районный конкурс-выставка  «Семейная коллекция – семейная  реликвия», посвященный  международному Дню семьи. Все эти мероприятия позволяют значительно пополнять фонд музея, тем более что мы живем надеждами на новое здание, а значит и  новая экспозиция  будет гораздо полнее той, что сегодня, когда экспонируется не более 11% от цифры фонда.

Задачу воспитания подрастающего поколения, приобщения к национальной культуре музей решает  реализацией программы музейного всеобуча. Младшие классы школы и старшие группы в детских дошкольных учреждениях проходят двухгодичный курс обучения в музейном всеобуче.  Сегодня можно говорить о повышенном интересе и некоторой музейной культуре младших школьников.

Одно из приоритетных направлений работы музея – это работа с мастерами, направленная на развитие традиционных промыслов и ремесел. Посредством обучающих семинаров, мастер классов, выставок-ярмарок музей решает проблему, как сохранения традиций, так и расширения  рынков сбыта, повышения качества исполняемой  сувенирной продукции, расширения ассортимента и пр. Все это способствует  пополнению плана платных услуг.

Традиционными стали ежегодные выставки-конкурсы декоративно-прикладного искусства мастеров района,  стимулирующие творчество, способствующие активизации и сохранению традиций в промыслах и ремеслах. Юбилейные даты художников и мастеров отмечаются в музее персональными выставками.