История образования уходит в XIX век, когда происходит заселение Амура российскими крестьянами, и район в то время назывался Троицкой волостью. Народное образование было представлено начальными школами, которые содержались за счёт Троицкой и Вятской православных миссий. Священники являлись одновременно служителями христианских приходов и учителями церковно-приходских школ. Деятельность миссионеров заключалась в обращении дальневосточных аборигенов в христианство и приобщении к русской культуре.
В 1894 году обучение велось только в Малышевской школе грамотности, а в селе Троицкое из-за эпидемии оспы и тифа, а затем отсутствия здания (с 9 на 10 декабря здание школы сгорело дотла, вследствие неисправности трубы у камина) школа не работала.
В 1897 г. начались занятии в арендованном здании крестьянина Ивана Смирнова за плату 50 рублей в учебный год. Вместе с русскими детьми к занятиям приступили 15 нанайских мальчиков. Жили они в двух общежитиях: у крестьян Дмитрия Белоусова и Прокопия Ивина. Ребят обучали миссионер Пётр Ляхоцкой и псаломщик Фёдор Кочеков, за что получали 100 рублей в год от миссионерского общества.
В начале ХХ века образуются ещё 3 школы в селениях Найхин (1903 г.), в Толгоне, и Иннокентьевке. В 1902 году учителем церковно-приходской школы в Иннокентьевке был священник Александр Рубцов.
Общее руководство церковно-приходскими школами осуществлял Камчатский (позже Благовещенский) епархиальный училищный совет, который непосредственно подчинялся епархиальному комитету миссионерского общества. Он снабжал учебными пособиями и методической литературой школы. Детей обучали закону божьему, церковно-славянской грамоте, русскому языку, чистописанию.
После Гражданской войны на Дальнем Востоке советские школы начали функционировать на принципиально новых основах. В августе 1923 г. постановлением правительства Дальневосточной республики школьные здания и имущество, принадлежавшие бывшему ведомству православного вероисповедания, были переданы в ведение Народного комиссариата Просвещения. В декабре Дальревком запретил преподавание религиозных вероучений во всех учебных заведениях дальневосточной республики и прекратил деятельность «Камчатского епархиального братства», создав губернские и окружные отделы народного образования.
В первые годы работы школы испытывали большие трудности. У молодой советской республики не было достаточных средств, чтобы финансировать содержание школ. Не было ни учебников, ни пособий, необходимых для обучения в национальных школах. Самое главное, не было национальных кадров. Нанайские дети шли в школу с абсолютным незнанием русского языка. Их обучали учителя, не знавшие языка своих учеников. Это был мучительный период становления советской школы.
Советское правительство принимало все необходимые меры, чтобы подготовить национальные кадры. Для этого в 1926 г. при Хабаровском педтехникуме было открыто северное отделение, которое через год было преобразовано в самостоятельный техникум народов Севера.
С 1929 г. начала работать передвижная Красная Юрта в стойбище Нижние Халбы, которую возглавляла учительница Путинцева Александра Петровна, приехавшая из г. Ленинграда. В нашем районе действовала Горюно-Амурская Красная юрта, в которой работала Синицына (Новицкая) Антонина Алексеевна. Новицкая А.А.в 1932 г. по путёвке комсомола и направлению краевого отдела народного образования приехала в район.
Комсомолка Капитолина Худанова сама изъявила желание поехать в нанайское село Нерген и стала здесь первой учительницей. Она учила грамоте, учила стирать и парить бельё, печь хлеб, шить, создавала художественную самодеятельность. «Школа-учитель» – так называли сельчане К.П.Худанову, заслуженного учителя школы РСФСР.
А первой была удостоена звания «Заслуженный учитель школы РСФСР» Коновалова Надежда Ивановна – учитель начальных классов Найхинской средней школы.
В сентябре 1932 г. в селении Найхин был создан Нанайский межрайонный комитет нового алфавита. Руководил им Александр Дмитриевич Оненко. Комитет выпускал газету «Учебный путь».
Совместно с отделами народного образования исполкомов комитет нового алфавита организовал краткосрочные курсы по подготовке и переподготовке учителей начальных классов и ликвидаторов неграмотности среди взрослого населения. На базе уже разработанной письменности в 1932 г. В.А.Аврорин написал первый нанайский букварь «Сикун покто» («Новый путь»).
В 1934 г. создаётся Нанайский район с центром в селе Найхин. В составе райисполкоме был районный отдел народного образования, который решал вопросы культурного строительства.


Оценить качество услуг, оказываемых учреждениями культуры