Краеведческому музею – 45

В 1960-1970-е гг. на Дальнем Востоке появляется сеть районных краеведческих музеев.

 

 

 

 

 

Троицкий краеведческий музей основан в 1975 г. после  подписания в 1974 г. исполкомом Нанайского районного совета депутатов трудящихся решения об открытии районного народного краеведческого музея.  Это решение было принято  по просьбе трудящихся и общественности района.

Под музей было выделено здание бывшего кинотеатра. Представители общественности и энтузиасты вели большую работу по сбору материалов. Школьные музеи передавали из своих фондов экспонаты. Жители района приносили предметы старинного быта, охоты, домашнюю утварь. Торжественное открытие музея состоялось 9 мая 1975 г.  Его директором стал Фёдор Александрович Левченко. В 1976 году приходит в филиал А.П. Ходжер, большой энтузиаст своего дела, болеющий душой за сохранение культуры своего народа человек.

Левченко В.А. – первый директор музея

 

 

Ходжер А.П. ведёт экскурсию

 

В сентябре музей становится филиалом Дальневосточного художественного музея. Помимо предметов этнографии в залах музея были представлены произведения национально-прикладного искусства: ковры, халаты. Дальневосточный художественный музей выделил из своего фонда работы дальневосточных художников. Произведения живописи и графики открыли художественный зал. Общая площадь музея составляла 268 кв.м.

 

На открытии экспозиции музея. 1984 г.

В 1981 году музей становится филиалом Хабаровского краевого краеведческого музея.

 

В 1983 г. были начаты работы по реэкспозиции музея. Работники Хабаровского краеведческого музея оказали помощь в оформлении экспозиции. Большой вклад в создание экспозиции внесли рабочие РСУ, ПМК, пиломатериалами, транспортом помогли Троицкий и Гассинский леспромхозы, Иннокентьевский лесозавод, лесоцех Троицкого леспромхоза, коопзверопромхоз, совхоз “Троицкий”, Нанайский мехлесхоз. В июне 1984 года к 50-летию Нанайского района открылась новая экспозиция музея, интересная по содержанию и архитектурно-художественному оформлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В конце 1980-х годов здание музея стало не пригодным и его снесли. Несколько лет музей ютился в выделенных помещениях районного Дома культуры.

В 1993 году музею было временно выделено новое здание предназначенное для детской библиотеки и ставшее постоянным.  В декабре этого же года состоялось открытие экспозиции музея.  Автор экспозиции хабаровский художник А.А. Сучков, член Союза художников России. Своими решетчатыми окнами и перекрещенными балками над крышей здание напоминает нанайское жилище. У центрального входа – три идола «калгама», которые олицетворяют духов – хранителей, приносящих удачу.

Большая часть экспозиции посвящена материальной и духовной культуре нанайцев.

Фонды музея в 1993 году насчитывали 2263 единицы основного фонда. Сегодня собрание музея составляет 13010 предметов.

Собрание музея является одним из уникальных в Хабаровском крае. Этнографическая коллекция нанайской культуры насчитывает более 2000 предметов. Среди наиболее ценных экспонатов одежда и обувь из рыбьей кожи, женский свадебный халат сикэ (конец XIX — первая половина XX века), костюм удэгейского шамана (начало XX века), коллекция ритуальной скульптуры (конец XIX — начало XX века). 

 

Свадебный халат “сикэ”

Костюм удэгейского шамана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краеведческий музей Нанайского района располагает также значительной коллекцией живописных работ первого нанайского профессионального художника Андрея Иченгаевича Бельды, графических работ члена Союза художников России Елены Александровны Киле, декоративно-прикладных работ члена Союза художников России Людмилы Уламовны Пассар, талантливого резчика по дереву Николая У.  

Работы Пассар Людмилы Уламовны

Работы Николая У

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущими формами культурно-образовательной деятельности музея помимо экскурсии являются выставки, презентации выставок, тематические вечера, встречи. Пропаганда традиционной нанайской культуры является  для музея одной из приоритетных направлений в деятельности музея.

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Задачу воспитания подрастающего поколения, приобщения к национальной культуре музей решает реализацией программы музейного всеобуча. Младшие классы школы и старшие группы в детских дошкольных учреждениях проходят двухгодичный курс обучения в музейном всеобуче. 

 

 

 

 

 

 

 

Традиционными стали ежегодные выставки-конкурсы декоративно-прикладного искусства мастеров района, стимулирующие творчество, способствующие активизации и сохранению традиций в промыслах и ремеслах. Юбилейные даты художников и мастеров отмечаются в музее персональными выставками.

 

 

 

 

 

 

 

Ежегодно в музее проходят акции”Ночь у музее”, “Ночь искусств”.

 

 

 

 

 

 

За свое 45-летие музей стал истинным памятником истории, ярко и убедительно демонстрирующим древнюю самобытную материальную и духовную культуру нанайского народа, способствующим возрождению традиций и родного языка. Музей не только сохраняет предметы древней материальной культуры, но и содействует развитию современного искусства нанайцев, выполняет конечную цель – сохранение наследия прошлого для будущих поколений.

 

    

 

 

Опубликовано museum

Добавить комментарий